• Конфетные композиции для мужчин: мастер-классы и идеи.
  • Оригинальные игольницы своими руками. Мастер-классы и идеи.
  • Глазки как алмазки - мастер-классы идеи изготовления глаз для кукол и мягких игрушек
  • Славянские куклы-обереги: описание и мастер-классы
  • Кондитерская мастика(Часть 1): виды, рецепты, советы, идеи украшения.
  • Божьи коровки из помидоров - варианты приготовления и использования в разных блюдах
  • Фрукты и ягоды в глазури и карамели: рецепты и идеи
  • О любви в шутку и всерьез.
  • Стихи и поздравления на День влюбленных
  • Полюбила... - частушки ко Дню Св. Валентина.
  • Секреты любви
  • Подарки и украшения ко Дню святого Валентина своими руками.
  • Любовь на тарелке - рецепты ко Дню Святого Валентина

Соционическая Модель А

Соционическая Модель А

Соционический тип — он же тип информационного метаболизма — это тип психики человека, который определяется взаимным расположением функций. Социотип определяет способы получения и обработки информации, возможности человека при взаимодействии с окружающей действительностью и в частности при отношениях с людьми, его сильные и слабые стороны. Всего в соционике рассматривается 16 типов информационного метаболизма (соционических типов).

Согласно соционической теории социотип человека неизменен в течение всей жизни, хотя информационное наполнение различных функций и аспектов может меняться.

Аспекты информационного метаболизма и соционические функции

Аспекты информационного метаболизма

Соционическая Модель А — "чёрная логика" (деловая логика) — оценка целесообразности, деловых качеств, стремление к эффективности и оптимальности, понимание технологических процессов, работы механизмов, организаторские способности, стремление к сбору полной и достоверной информации.

Соционическая Модель А — "белая логика" (структурная логика) — оценка логичности информации, анализ и систематизация информации, оценка причинно-следственных связий, понимание формальных правил и объективных закономерностей.

Соционическая Модель А — "чёрная этика" (этика эмоций) — понимание эмоционального состояния человека, управление настроением людей и эмоциональным фоном в группе людей, выражение чувств и эмоций.

Соционическая Модель А — "белая этика" (этика отношений) — оценка межличностных отношений, манипуляция отношениями, понимание правил поведения в обществе, моральная оценка поступков людей, стремление к милосердию и человеколюбию, сочувствие.

Соционическая Модель А — "чёрная интуиция" (интуиция возможностей) — многоплановое и целостное восприятие мира, оценка потенциальных качеств и возможностей систем и явлений, способностей людей, оценка перспективности, видение вариантов, стремление к новаторству.

Соционическая Модель А — "белая интуиция" (интуиция времени) — понимание взаимосвязи времен, видение тенденций развития событий, способности к прогнозированию, оценка затрат времени, управление своим и чужим временем, чувство гармоничности и своевременности.

Соционическая Модель А — "чёрная сенсорика" (силовая сенсорика) — восприятие материальных объектов и окружающего пространства, оценка внешнего вида объектов, оценка физической силы, волевых качеств людей, их материального положения и веса в обществе, оценка расстановки сил, настойчивость, властность, пробивные качества, стремление к лидерству и благосостоянию.

Соционическая Модель А — "белая сенсорика" (сенсорика ощущений) — восприятие ощущений органов чувств, понимание физического состояния человека, оценка гармонии форм и положений, стремление к удобству, комфорту и уюту, изысканным удовольствиям.

Чёрная и белая логика, чёрная и белая этика считаются рациональными аспектами, чёрная и белая интуиция, чёрная и белая сенсорика — иррациональными аспектами. Аспекты, обозначенные чёрным цветом, считаются экстравертными, белым цветом — интровертными.

В некоторых источниках аспекты информационного метаболизма называются соционическими функциями, однако использование данного термина в этом контексте неудачно, поскольку возникает путаница с функциями в модели А.

Аспекты мира

В отдельных источниках аспекты мира представлены как первоосновы аспектов информационного метаболизма и соционических функций. Аспектом мира считается определённая часть физической реальности, с которой взаимодействуют 8 функций. Разделение реальности на аспекты, произведено на базе таких фундаментальных понятий, как Материя, Энергия, Пространство, и Время, причем материи соответствует логика, энергии — этика, пространству — сенсорика, времени — интуиция.

Кроме того, каждый элемент может рассматриваться, как сам по себе, так и по отношению к другому такому же элементу, исходя из этого образом, элементы делятся на абсолютные ("чёрные") и относительные ("белые"). Абсолютный аспект — существующий, рассматриваемый, оцениваемый сам по себе, вне связи, зависимости от чего-либо. Относительный аспект — устанавливаемый по сравнению, сопоставлению с другим.

Следует отметить, что представление об "аспектах мира", как о первоосновах юнговских функций, разделяют далеко не все соционики, а терминология, используемая в описаниях "аспектов", вызывает критические замечания. По сути, представления об аспектах выходят из области научно верифицируемых фактов в область философских представлений, в которых заметно ощущается влияние советского "диалектического материализма".

Соционические функции

Психическая функция — это инструмент психики, с помощью которого она взаимодействует с реальностью. Соционические функции представляют собой способности человека воспринимать и обрабатывать информацию по различным информационным аспектам. Всего существует 8 соционических функций, каждая ограничена своим кругом деятельности, взаимодействует с определённым аспектом реальности, воспринимает, обрабатывает и выдает информацию, связанную с одним из 8 аспектов информационного метаболизма.

Модель А

Соционика как область знания "начинается" с утверждения, что каждый организм есть закрытая система энергетического метаболизма, то есть воспроизводства физической энергии; её источник — поглощаемые физические объекты. "Энергия используется на движение, необходимое при погоне за новыми источниками потенциальной энергии и продолжения рода" [2, с.152].

"Каждая психика — это тоже закрытая система энергетического метаболизма — производство и использование психической или информационной энергии. Источник психической энергии — поглощаемая информация. Энергия используется на ориентацию, приспособление к Действительности" [2, с. 152].

Действительность, с точки зрения психики, состоит из двух частей:

• действительности, познаваемой извне;

• действительности, познаваемой изнутри.

Извне познается внешняя действительность - окружающий мир и собственный организм, который мы тоже видим как бы со стороны. Но есть еще и действительность, познаваемая изнутри. "Это не только сам организм, но и весь через него принимаемый окружающий мир. Ощущая свой организм изнутри, человек неизбежно ощущает и весь окружающий мир. Это внутреннее восприятие сливает человека со всем бесконечным материальным миром. И потому через этот внутренний "канал человек получает информацию обо всём окружающем мире, то есть о гораздо более отдаленных предметах, чем он получает, познавая Действительность извне" [2, с.153].

"По этой причине психика человека расколота на две части" [2, с.153]. Одна часть отражает внешний мир и свой организм со стороны , другая отражает внешний мир изнутри организма, как что-то непрерывное, слитое воедино.

"Сам организм, с точки зрения психики, - что-то наподобие скорлупы. Одна часть психики наблюдает за этой скорлупой со стороны, вторая-изнутри" [2, с. 153]. Такая раздвоенность "делит" психическую энергию на две составные части: ментальную и витальную. Поэтому и модель А информационного метаболизма образована из двух колец: ментального и витального.

Соционическая Модель А

"Ментальное кольцо получает, обрабатывает и использует информацию о внешнем мире. Это осмысливание внешней действительности, сознательное приспособление к ней" [2, с. 153]. "Витальное кольцо получает, обрабатывает и использует информацию, получаемую изнутри организма [в котором отражается весь мир). Витальное кольцо - эхо внешнего мира в собственном теле. Это эхо выводится и наружу, но осознается чаще всего только другими людьми уже как внешняя действительность. Сам человек им пользоваться без надлежащего обучения обычно не способен" [2, с. 154].

Ментальное кольцо свои проблемы решает осознанно — сбором и передачей информации. Витальное способно принимать сигналы-раздражители и непосредственно реагировать на них. Ментальная часть психики, свободно рассуждающая о мировых проблемах, ничуть не более самостоятельна, чем витальная, постоянно нуждающаяся во внешнем вмешательстве. "Когда говорим об активности ментального кольца, говорим лишь о его способности мыслить, рассуждать, поучать, но не действовать. В деятельную физическую активность оно включается лишь после активации витальными кольцами дуалов или хотя бы других людей" [2, с. 165].

"Психическая энергия ментального кольца предназначена для восприятия информации о внешнем мире и о себе как его составной части, для приспособления к миру (СУПЕРЭГО) и управления им (ЭГО). Это видение мира со стороны, когда объективность поступающей информации определяется широтой горизонта индивида" [2, с73].

"Психическая энергия витального кольца предназначена для восприятия информации о функциональном состоянии собственного организма и управления им. Это как бы видение мира сквозь призму собственного организма… В витальном кольце также есть спонтанная активность по программе окружающих" [2, с.97-98].

Элементы модели А различны по своим функциям. Первый элемент любого блока модели "...отражает, фотографирует, репродуцирует действительность и обеспечивает психику объективной информацией" [1, с.66]. "Этот— элемент будем называть акцептным, то есть воспринимающим то, что есть вовне" [], с.66]. Акцептные элементы - это 1, 3, 5 и 7 функции модели А. "Второй элемент каждого блока - продуктивный. Его продукция — то, что индивид извлекает из полученной первым элементом информации. Элемент можно назвать и творческим, потому что в том, что он извлекает из доставленной первым элементом информации, есть частица того, чего нет и не было в объективном мире" [1, с.66].

"Психика не отрывается от окружающей действительности, и каждый элемент информационного метаболизма сопряжен с определенным элементом энергетического метаболизма. Вне окружающей материальной физической действительности нет мыслей, так как не образуется психическая энергия" [2, с. 154].

Источником психической энергии служит информация. Различия между ТИМами начинаются с элементов (психических функций), эту энергию поставляющих. "Как разные виды животных питаются различной пищей, так разные типы психики питаются информацией о разных элементах окружающего мира" [2, с. 154].

ЭГО

Социально-демонстративный, творческий блок; средство сознательного воздействия на мир; блок точной самооценки; блок глубокого изучения одного из параметров внешнего мира; блок, требующий адекватного его способностям признания. "Блок ЭГО не знает сомнений, переживаний, угрызений совести. Других этот блок тоже не обвиняет, ответственности на них не перекладывает" [2, с.83].

Творческая функция нуждается в понимании, иначе работа по ее аспекту не приносит радости. Творческая - средство достижения цели, намеченной вторым, продуктивным элементом блока СУПЕРЭГО 4-й Функцией) и окончательно сформулированной "под присмотром" программной. "ЭГО решает проблемы, рожденные на СУПЕРЭГО" [2,с.57].

ЭГО - личный вклад в изменение внешней ситуации; каждый человек подчиняет окружающих своей программной функции:Соционическая Модель А Соционическая Модель А - своему чувству времени, ритму;Соционическая Модель А Соционическая Модель А - своему видению возможностей и перспектив; Соционическая Модель А Соционическая Модель А— своей воле и т.п. Активность ЭГО (кинетического ментального блока) ограничивается здоровьем, интеллектом, образованием, кругом интересов, потребностью социума в потенциальных способностях индивида.

СУПЕРЭГО

Социально-конформный блок; средство отображения внешнего мира; блок "нормативов", которым человек пытается соответствовать; блок ориентации в объективной действительности; "совесть" человека. СУПЕРЭГО никогда не спорит, а только рассуждает, не прибавляя почти ничего нового, учитывает все известное по своим аспектам. "СУПЕРЭГО — блок всеядный, жадно поглощает всю относящуюся к его элементам информацию" [2, с.138]. Первый такт СУПЕРЭГО (3-я функция) не способен самостоятельно реагировать на изменения (например, ЛИИ и ЛСИ не могут перейти на новый "режим чувств": их должен "перевести" кто-то извне). Отсутствие ударов по 4-й функции — доказательство, что индивид удовлетворяет ожиданиям окружающих. Мечта каждого — чтобы его понимание аспекта 4-й функции совпадало с "общественным мнением".

Человеку нужно сопереживание по аспектам его блока СУПЕРЭГО. Но это возможно, только если функции блока богаты информацией, то есть обладают социальной ценностью. "Именно по аспектам блока СУПЕРЭГО стараются поднять свою ценность для общества, а когда это в достаточной мере не удается, грызет совесть" [2, с.14].

"Блок ЭГО включается энергично в активность только после того, как приобретает последователей, желающих пользоваться его идеями, но не способных осуществить их собственными силами. СУПЕРЭГО переходит от разговоров к действию тоже лишь после того, как обеспеченные его информацией люди начинают действовать сами и просто необходимо выравнивать их линию поведения" [2, с.166].

СУПЕРИД

Блок отображения объективной картины состояния организма; самочувствие; блок беспомощности, зависимости от внешних объектов. В психологически трудных ситуациях — последняя инстанция, с помощью которой человек объясняет своё поведение и ищет выход из тупика: Соционическая Модель А Соционическая Модель А— работой (5-я функция — Соционическая Модель А), Соционическая Модель А Соционическая Модель А— улучшая свое самочувствие (Соционическая Модель А).

Реализуя аспекты СУПЕРИД, индивид опасается противопоставить свои интересы интересам окружающих. Поэтому и отмечается "жертвенность" и потребность во внешней регулировке по 5-й и 6-й функциям. На СУПЕРИД развивается чувство "виновности окружающих" в несостоятельности человека по аспектам суггестивной и активационной функциям. Акцептная 5-я терпеливо переносит очень острую критику и даже воспринимает ее как заботу. Продуктивная 6-я — "мимозоподобная" — на критику и замечания реагирует болезненно потому что ожидает лишь поддержки.

СУПЕРИД своей слабостью, беспомощностью провоцирует на активную деятельность функции ЭГО дуала. Собственными силами с собственным СУПЕРИД никто не справляется; чем больше человека опекают по аспектам этого блока, тем выше его витальность, энергичность. Вообще, при кооперации в дуальной паре инициатива постоянно переходит из рук в руки, даже трудно разобраться, кто в каком случае является последователем, а кто — наставником. Успешность кооперации дуалов в том, что их модели образованы из одинаковых (по аспектам) блоков, но каждый блок у одного — потенциальный, а у другого — кинетический.

ИД

Это блок социальной реализации организма; физический демонстративный, или практический блок; средство психофизического освоения внешнего мира; средство демонстрации своих возможностей; блок, реализуя который, человек старается стать примером для других. По функциям блока ИД индивид прислушивается не к собственному разуму и воле, а к разуму и воле социума, которым по мере сил и следует.

"Если ЭГО демонстрирует, насколько удачно человек приспособился к социальному окружению, насколько удачно он функционирует как член общества, личность, то ИД — насколько удачно функционирует человек как организм, насколько хорошо он себя чувствует среди других организмов" [2, с. 192].

"Необходимо обратить внимание еще на одну закономерность. 8 каждом кольце один из блоков является блоком потенциальной энергии (СУПЕРЭГО, СУПЕРИД)" [2, с. 161]. Это блоки постоянных сомнений и переживаний. ЭГО и ИД — блоки кинетической энергии, "решительной и упрямой активности, не знающие ни угрызений совести, ни сомнений, ни колебаний" [2, с. 162].

Заметим, что критика по акцептным элементам информационного метаболизма менее болезненна: человек не чувствует своей вины -у него просто не было достаточной информации для эффективных действий. А вот продуктивные элементы изначально настроены на выдачу результата, замечания по этим функциям очень неприятны... Тяжелей всего критика обрушивается на продуктивные элементы потенциальных блоков (то есть 4-ю и 6-ю психические функции).

По акцептным элементам (1, 3, 5, 7) всегда чувствуется некая ответственность. Программная "отвечает" за усовершенствование своих действий, нормативная защищает свой элемент "от себя и других", суггестивная старается не повредить другим, контролирующая - не противопоставить свою волю воле других.

По продуктивным элементам человек считает своим долгом действовать, причем как можно качественнее, эффективнее.

"Информационный метаболизм каждого человека как на ментальном, так и на витальном кольце требует постоянного участия других людей, во-первых, дуала" [2, с. 164]. "Вмешательство в активность СУПЕРИД — это забота об индивиде, постоянная сознательная забота. По блоку ИД заботиться не надо, а только предупреждать от возможных ошибок и обеспечивать необходимой информацией. Информация, которая сюда поступает, программирует активность организма. Однако программа принимается не вслепую, она приспосабливается к реальным потребностям и возможностям организма, к тому, что он чувствует "изнутри"" [2, с. 165].

Мы рассмотрели модель переработки информации психикой человека — модель А — и составляющие ее блоки. Теперь — немного подробнее о каждом из 8 психических (или соционических) аспектов, в этой модели содержащихся. Можно, конечно, говорить об абстрактной "сенсорике ощущений" или об "этике эмоций как таковой". Но психические функции наполняются более конкретным содержанием, если учесть их разделение на знаки — "плюс" и "минус": своего рода дихотомию внутри каждой функции [3,9,14].

Для психической функции со знаком "плюс" характерно подробное исследование информации "на близкой дистанции". В свою очередь, функции со знаком "минус" свойственно стремление охватить "общий план" без учёта подробностей.

Можно сформулировать понятие знаков соционических функций и так: знак "плюс" означает развитие, созидание нового (в соответствии с "наполнением" данной функции). Знак "минус" — отрицание негативных элементов по аспекту функции, предотвращение нежелательных последствий.

Основательница соционики Аушра Аугустинавичюте разработала модель функционирования психики человека в виде наглядной схемы расположения соционических функций, в виде прямоугольника 2х4 в четырёх горизонтальных уровнях и двух вертикальных блоках, которая впоследствии получила наименование "Модель А". Модель А не только описывает баланс различных аспектов в психике одного человека, но и отражает его реакцию на воздействие информации различного рода, следовательно, даёт ключ к его отношениям с представителями различных типов.

Модель А
1 2
4 3
6 5
7 8

1 функция — "базовая", она определяет смысл жизни и программу действий носителя социотипа.

2 функция — "творческая", она определяет механизм деятельности и способ реализации программной функции.

3 функция — "ролевая", по ней человек обычно старается показать себя компетентным, но разрешать сложные ситуации и долго работать в режиме этой функции человеку сложно.

4 функция — "болевая", место наименьшего сопротивления, по болевой функции человек болезненно воспринимает информацию и нуждается в тактичной помощи.

5 функция — "внушаемая", по ней человек воспринимает информацию некритично и с благодарностью, нуждается в помощи и советах. В то же время, человек плохо осознаёт свои потребности по данной функции вплоть до возникновения конкретных проблем — "чего-то хочется, а чего конкретно — непонятно".

6 функция — "активационная", по ней человек ориентируется на ближайшее окружение, положительно реагирует на воздействие.

7 функция — "наблюдательная", по этой функции человек хорошо воспринимает и обрабатывает информацию, но предпочитает скорее критиковать ошибки других по данной функции, чем самому проявлять по ней инициативу.

8 функция — "демонстративная", она обычно проявляется без слов на деле, органично и естественно, без лишних объяснений.

1 и 2 функции образуют блок "Эго", 3 и 4 функции — блок "Суперэго", 5 и 6 функции — блок "Суперид", 7 и 8 функции — блок "Ид". 1, 2, 3, 4 функции (блоки "Эго" и "Суперэго") образуют ментальное кольцо, а 5, 6, 7, 8 функции (блоки "Ид" и "Суперид") — витальное кольцо.

1, 2, 7, 8 являются сильными функциями, а 3, 4, 5, 6 — слабыми. Согласно "теории мерностей" А. В. Букалова (признана не всеми социониками), четырёхмерными являются 1 и 8 функции, трёхмерными 2 и 7 функции, двухмерными — 3 и 6 функции, одномерными — 4 и 5 функции.

Расположение соционических функций в модели А

Соционическая Модель А

Каждому соционическому типу соответствует своё расположение соционических функций в модели А.

16 соционических типов

При разделении всего социона по четырем юнговским дихотомиям образуется 16 соционических типов:

"Дон Кихот", "Искатель" — интуитивно-логический экстраверт (логик, интуит, экстраверт, иррационал)

"Дюма", "Посредник" — сенсорно-этический интроверт (этик, сенсорик, интроверт, иррационал)

"Гюго", "Энтузиаст" — этико-сенсорный экстраверт (этик, сенсорик, экстраверт, рационал)

"Робеспьер" (Декарт), "Аналитик" — логико-интуитивный интроверт (логик, интуит, интроверт, рационал)

"Гамлет", "Наставник" — этико-интуитивный экстраверт (этик, интуит, экстраверт, рационал)

"Максим Горький", "Инспектор" — логико-сенсорный интроверт (логик, сенсорик, интроверт, рационал)

"Жуков", "Маршал" — сенсорно-логический экстраверт (логик, сенсорик, экстраверт, иррационал)

"Есенин", "Лирик" — интуитивно--этический интроверт (этик, интуит, интроверт, иррационал)

"Наполеон" (Цезарь), "Политик" — сенсорно-этический экстраверт (этик, сенсорик, экстраверт, иррационал)

"Бальзак", "Критик" — интуитивно-логический интроверт (логик, интуит, интроверт, иррационал)

"Джек Лондон", "Предприниматель" — логико-интуитивный экстраверт (логик, интуит, экстраверт, рационал)

"Драйзер", "Хранитель" — этико-сенсорный интроверт (этик, сенсорик, интроверт, рационал)

"Штирлиц", "Администратор" — логико-сенсорный экстраверт (логик, сенсорик, экстраверт, рационал)

"Достоевский", "Гуманист" — этико-интуитивный интроверт (этик, интуит, интроверт, рационал)

"Гексли", "Советчик" — интуитивно-этический экстраверт (этик, интуит, экстраверт, иррационал)

"Габен", "Мастер" — сенсорно-логический интроверт (логик, сенсорик, интроверт, иррационал)

Соционическая Модель А

Соционическая Модель А

Другие соционические модели

Соционическая Модель А

В 2006 году петербургским психофизиологом В. Л. Талановым была создана модель Т. Её отличие от модели А состоит в том, что проявления аспектов трактуются через физиологические пороги возбуждения и торможения. Каждая из четырёх функций (вместо восьми в модели А) обладает двумя входными каналами (возбуждения и торможения), которые обладают высоким или низким уровнем зоны оптимального реагирования и одним выходным, соответствующим по уровню сигнала зоне оптимального реагирования канала возбуждения (требование способности саморегуляции).

Признаки Рейнина

В 1980 г. Аушра Аугустинавичюте и Лариса Кобринская предположили, что помимо четырёх Юнговских дихотомий существует ещё 11 дихотомических признаков, образующихся при перемножении Юнговских дихотомий. Позднее математик Григорий Рейнин подвёл математический базис под данную гипотезу, в связи с чем признаки и получили его имя. Признаки Рейнина в настоящее время используются при соционической диагностике (типировании) некоторыми соционическими школами, в то время как другие школы их не признают (см. ниже).

Признаки, образуемые перемножением двух Юнговских дихотомий

  • Демократия/аристократия = Логика/этика * Интуиция/сенсорика
  • Уступчивость/упрямство = Логика/этика * Экстраверсия/интроверсия
  • Предусмотрительность/беспечность = Интуиция/сенсорика * Экстраверсия/интроверсия
  • Конструктивизм/эмотивизм = Логика/этика * Иррациональность/рациональность
  • Тактика/стратегия = Интуиция/сенсорика * Иррациональность/рациональность
  • Статика/динамика = Экстраверсия/интроверсия * Иррациональность/рациональность

Пояснение. Дихотомии перемножаются так: Демократия/аристократия = Логика/этика * Интуиция/сенсорика означает, что демократы — это логики-интуиты (Дон Кихот, Робеспьер, Джек Лондон, Бальзак) и этики-сенсорики (Дюма, Гюго, Наполеон, Драйзер), а аристократы — логики-сенсорики (Максим Горький, Жуков, Штирлиц, Габен) и этики-интуиты (Гамлет, Есенин, Достоевский, Гексли). Аналогично перемножаются другие дихотомии.

Признаки, образуемые перемножением трёх Юнговских дихотомий

  • Позитивизм/негативизм = Логика/этика * Интуиция/сенсорика * Экстраверсия/интроверсия
  • Процесс/результат = Логика/этика * Интуиция/сенсорика * Иррациональность/рациональность
  • Весёлость/серьёзность = Логика/этика * Экстраверсия/интроверсия * Иррациональность/рациональность
  • Рассудительность/решительность = Интуиция/сенсорика * Экстраверсия/интроверсия * Иррациональность/рациональность

Признак, образуемый перемножением четырёх Юнговских дихотомий

  • Квестимность/деклатимность = Логика/этика * Интуиция/сенсорика * Экстраверсия/интроверсия * Иррациональность/рациональность

Признаки, отличающиеся в дуальной паре, называют индивидуальными; признаки, общие для дуальной пары, но отличающиеся между двумя дуальными парами квадры — диадными; признаки, общие для всей квадры — квадральными.

 Соционическая Модель А

Критика признаков Рейнина

Далеко не все соционики признают признаки Рейнина. Критики признаков Рейнина (В.Ермак, М. и Д. Лытовы) отмечают, что в данной гипотезе произошёл пересмотр ряда базовых соционических понятий, а также критикуют эмпирические исследования признаков Рейнина за методологическую некорректность. Тем не менее, в соционике пока что больше сторонников, чем противников признаков Рейнина.

Интертипные отношения

Интертипные отношения — отношения между представителями социотипов, обусловленные расположением соционических функций в модели А. Между людьми с различными социотипами будут и различные типы взаимоотношений, так как каждый тип по своему воспринимает и обрабатывает информацию. Существует несколько типов отношений между различными типами, они мало зависят от стремлений и желаний людей.

Согласно теории интертипных отношений существуют 14 видов интертипных отношений между представителями 16 социотипов: тождественные, дуальные, зеркальные, активации, родственные, полудуальные, деловые, миражные, погашения, суперэго, квазитождественные, конфликтные, заказа, ревизии.

Все виды интертипных отношений, кроме социального заказа и ревизии, симметричны. Отношения социального заказа и ревизии асимметричны.

Таблица интертипных отношений

Малые группы

Соционическая квадра

Социотипы, находящиеся между собой в тождественных, дуальных, зеркальных и активационных отношениях, образуют квадру. У всех ТИМов квадры полностью пересекаются основные личностные аспекты (также называемые квадральными ценностями) (по модели А они занимают позиции базовой, творческой, внушаемой и активационной функций), делая общение внутри квадры максимально комфортным и неконфликтным.

  • 1 квадра — "альфа" — Дон Кихот, Дюма, Гюго, Робеспьер
  • 2 квадра — "бета" — Гамлет, Максим Горький, Жуков, Есенин
  • 3 квадра — "гамма" — Джек Лондон, Драйзер, Наполеон, Бальзак
  • 4 квадра — "дельта" — Штирлиц, Достоевский, Гексли, Габен

Соционический клуб

Социотипы, находящиеся между собой в тождественных, зеркальных, квазитождественных отношениях и отношениях полной противоположности, образуют соционический клуб (другое название — установка на вид деятельности).

  • "сайентисты", "исследователи" (логики, интуиты, демократы) — Дон Кихот, Робеспьер, Бальзак, Джек Лондон
  • "управленцы", "практики" (логики, сенсорики, аристократы) — Максим, Жуков, Штирлиц, Габен
  • "социалы" (этики, сенсорики, демократы) — Дюма, Гюго, Наполеон, Драйзер
  • "гуманитарии" (этики, интуиты, аристократы) — Гамлет, Есенин, Достоевский, Гексли

Кольцо заказа

Социотипы, находящиеся между собой в отношениях заказа и суперэго, образуют кольцо заказа.

  • экстравертное квестимное кольцо заказа ("энергогенераторы" по Гуленко) — Дон Кихот, Гамлет, Наполеон, Штирлиц
  • экстравертное деклатимное кольцо заказа ("знергоносители" по Гуленко) — Гюго, Жуков, Джек, Гексли
  • интровертное квестимное кольцо заказа ("инфогенераторы" по Гуленко) — Робеспьер, Габен, Драйзер, Есенин
  • интровертное деклатимное кольцо заказа ("инфонакопители" по Гуленко) — Дюма, Максим, Бальзак, Достоевский.

Другие малые группы

Всего в соционике известно 35 малых групп образованных из социотипов, у которых совпадает три (два ортогональных и третий связанный с ними) из 15 признаков Рейнина, в частности:

  • "квадрат" (дуальные, полудуальные и родственные отношения)
  • группа соционических темпераментов (родственные, деловые отношения и суперэго)
  • кольцо ревизии (отношения ревизии и суперэго)
  • группы установки на род деятельности, или "профклубы": сайентисты, производственники, социалы и гуманитарии (отношения квазитождества, погашения и зеркальные) — эстафета между ними по кольцам соционических темпераментов даёт эффект гипотетической "смены квадр" социона
  • другие

Немного юмора. ))

Карикатурные представления о ТИМах

Соционическая Модель А

соционика

 

 

Яндекс.Метрика