• Прогулки по сайту: По осколкам Великой Страны
  • А на завтра была война..(Хроника Великой Отечественной 1941 г)
  • День Великой Победы
  • Главный Шурик страны
  • Вы родом из СССР, если...
  • Самые известные клоуны СССР и России
  • Ирония судьбы, или С лёгким паром! (Интересное о фильме)
  • Советская кино-фантастика 1923-1991: пройдемся по списку
  • "Москва-Кассиопея"; и "Отроки во Вселенной" - шедевры советской космической кинофантастики
  • Звезда Героя
  • Страшный сон.
  • Подать объявление прямо сейчас!
  • Что мы празднуем 4 ноября?
  • Ордена и медали Великой Отечественной войны

Что мы празднуем 4 ноября?

День народного единства, который с 2005 года отмечается в России 4 ноября, отсылает нас к далекому 1612 году и земскому ополчению Минина и Пожарского.

Осенью 1612 года в Нижнем Новгороде возникло народное движение за освобождение русских земель от иноземных захватчиков (поляков). Возглавили это движение нижегородский земский староста Кузьма Минин и опытный воевода князь Дмитрий Пожарский. В середине февраля отряды ополчения двинулись к Москве, по пути собирая всех желающих вступить в борьбу с интервентами.

Первое столкновение между войском ополченцев и поляками произошло 22 августа близ Новодевичьего монастыря. Отрядам Минина и Пожарского едва ли удалось одолеть поляков, если бы не помощь казацких сотен князя Трубецкого, стоявших недалеко от столицы. Но после первой победы народному ополчению все-таки пришлось отступить на левый берег Москва-реки. Однако исход похода снова спасли части Трубецкого, и 22 октября (4 ноября по новому стилю) соратники Минина и Пожарского штурмом взяли Китай-город, а спустя четыре дня польский гарнизон, засевший в Московском Кремле, капитулировал.

Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и, согласно гораздо более позднему свидетельству, поклялся построить храм в память этой победы.

В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царём Михаила Романова, первого правителя из династии Романовых.

В 1630-е годы на Красной площади появился Казанский собор, который некоторые историки считают обетным. В 1649 году царь Алексей Михайлович распорядился отмечать день Казанской иконы Божией Матери не только летом, но и 22 октября (по юлианскому календарю), когда у него родился первенец Дмитрий Алексеевич. «Празднование Казанской иконе Божьей Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)» сохраняется в православном календаре и доныне.

 В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России, состоящий из лидеров традиционных конфессий страны (православия, ислама, иудаизма и буддизма), выступил с инициативой отмечать 4 ноября на государственном уровне - как общенациональный праздник, объединяющий все народы России.

Религиозные лидеры предложили сделать этот день выходным. Члены совета тесно связаны с кремлевской администрацией, и то, что фактически предлагается праздновать памятную дату только одной из конфессий, их ничуть не смутило.

В итоге эта дата - 4 ноября по григорианскому календарю, - была выбрана в качестве дня государственного праздника.

После введения поправки к Трудовому кодексу и появления нового праздника в обществе разгорелась бурная дискуссия, что и понятно. В пояснительной записке к проекту закона отмечалось:

  4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

Авторы данного законопроекта — Валерий Богомолов, Олег Еремеев (Единая Россия) и Владимир Жириновский (ЛДПР).

Однако высказывались мнения, что праздник 4 ноября не имеет никакой исторической связи с описанными выше событиями, приводились рассуждения о способе датирования старых праздников в новом стиле. Все эти мнения сводятся к одному: в целях отмены советского праздника Великой Октябрьской социалистической революции, а также досрочного завершения работы над законопроектом была выбрана дата 4 ноября.

Также отмечалось, что День народного единства — это воскрешённый государственный праздник, учреждённый в 1649 году указом царя Алексея Михайловича. По этому указу церковный праздник Казанской иконы Божией Матери приобретает статус государственного. С приходом советской власти традиция отмечать освобождение Москвы прервалась.

Некоторые политологи и политические деятели также высказывались о празднике. Их мнения по этому вопросу расходятся. Звучали слова и о том, что новый праздник не приживётся в России, и о том, что День народного единства имеет хорошие перспективы в будущем.

Перед принятием нового законопроекта обращение вместе с текстом заявления было распространено в Думе .

«Мы полагаем, что день трагического разделения России — 7 ноября — не стал днём примирения и согласия», — говорится в обращении. Члены Межрелигиозного совета России считают, что последовавшие за ним события «привели к гибели миллионов наших сограждан, в то время как освобождение Москвы от иноземных захватчиков в 1612 году объединило народ и прекратило братоубийственное кровопролитие».

27 декабря 2004 года проект был принят в третьем чтении и стал законом. 327 депутатов проголосовали «за», 104 (все коммунисты) — против, двое воздержались. Поинтересоваться мнением народа о том, нужен ли этот праздник никому из народных избранников не пришло в голову.

Реакция прессы и СМИ на введение нового праздника была неоднозначной. Введение праздника трактовалось как заведомо неудачная попытка заменить популярное 7 ноября. Однако одновременно с этим праздник характеризовали и как «сплотивший народы».

Накануне первого празднования Дня народного единства в 46 регионах страны был проведён социологический опрос:


33 % респондентов считали, что 4 ноября в России отмечается День согласия и примирения;
8 % собирались праздновать День народного единства;
5 % — «День освобождения от польско-литовских интервентов».

Тот же опрос показал, что большинство россиян (63 %) отрицательно отнеслись к отмене 7 ноября.

Ещё интереснее результаты опроса 2009 года. Вопрос был сформулирован так: «Что за праздник отмечается в России 4 ноября?»

Более 30 % опрошенных затруднились с ответом.
45 % ответили, что будут отмечать День народного единства.
6 % сказали, что 4 ноября — это день Казанской иконы Божией Матери.
Чуть более 10 % населения считают, что в ноябре страна отмечает годовщину Октябрьской революции.

Лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский заявил, что поддерживает отмену празднования 7 ноября, так как, по его словам, это являлось оправданием насильственного захвата власти, и поддержал празднование 4 ноября как «Дня национального единства». Он назвал этот праздник «днём гражданского общества», так как, по его словам, именно гражданское общество единственный раз стало главной силой в ликвидации Смуты.

В то же время, во многих городах России праздник стал неизменно проходить на фоне митингов и шествий различных патриотических и националистических движений, что вызывает отрицательное отношение либеральных СМИ и политиков.

Леворадикальные политические течения критиковали «День народного единства» как праздник, пытающийся примирить бедных и богатых, угнетенных и угнетателей. Союз Революционных Социалистов выпустил листовку против этого праздника, в которой провозгласил лозунг «нет единству с буржуями».

Центром празднования стал Нижний Новгород. Там состоялось открытие памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. В открытии участвовал Патриарх Алексий II.

Также праздник активно отмечался в Москве (где прошло два Крестных хода и «Русский марш»; президент страны возложил цветы к московскому памятнику Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому), Самаре, Волгограде, Владимире, Костроме, Петрозаводске, Санкт-Петербурге и других городах.

Повсеместно прошли крестные ходы, кое-где с участием глав администраций.

Было успешно проведено несколько благотворительных акций, которые в общем можно охарактеризовать словами одного из региональных лидеров: «Мы воспринимаем этот день как праздник добра и любви, заботы о ближних, поддержки нуждающихся». Например, в Туле состоялся районный фестиваль творчества детей с ограниченными возможностями; в Калуге угощали ветеранов и детей-сирот продукцией местной кондитерской фабрики.

С 2005 года и поныне происходят массовые гулянья по всей стране, возложения цветов лидерами государства к памятнику Минина и Пожарского, праздничные мероприятия, концерты, костюмированные представления, крестные ходы.

Золотые разделители для текста

Красивые картинки, надписи, открытки, фото, анимация, клипартыКомментарий от "Праздничного мира"

Не смотря на то, что в этом году День народного единства празднуется уже в десятый раз, отношение людей к нему изменилось мало и вряд ли социологические опросы порадуют цифрами.

Многие люди так до сих пор и не знают, что за праздник подарила (или навязала?) Государственная Дума в в 2004 году. Каждый год в преддверие праздника мы заглядываем в интернет или календарь, потому что все время путаемся в этих праздниках новой России, - читаем, пытаемся запомнить что к чему, и ... забываем на следующий день. Почему? Наверное потому, что для каждого из нас лично этот и подобные праздники не несут эмоциональной подоплеки и связаны разве что со школьными уроками истории.

Для людей старшего поколения праздничным днем было и остается 7 ноября, а для более молодых людей революционный праздник уже не имеет значения, а новый не слишком понятен. В итоге, - это просто дополнительный красный день в календаре, когда вместо похода на работу или учебу можно отправиться с друзьями на пикник, если позволяет погода, или развлечься как-то еще.

Массовые гулянья, ради которых тужатся городские администрации и всевозможные мероприятия, проводимые разными политическими движениями в этот деть конечно привлекают народ, но многим молодым людям совершенно безразлично, что, собственно, празднуется,  - главное , чтобы было весело и зрелищно.

В результате мы находимся в довольно абсурдной ситуации, когда вмененные государством праздничные дни превращаются в "пустышку", зато в стране с размахом празднуются "заимствованные" Хэллоуин или День святого Валентина.Наверное потому, что эти праздники более понятны, их можно "попробовать на вкус", у них есть свои отличительные особенности, атрибуты и сложившиеся традиции. Если вы сейчас пошарите в интернете, то убедитесь, что даже открыток ко Дню народного единства не так уж и много, да и однотипные все они и эмоций не вызывающие.

Все вышесказанное дает понимание того, что прежде чем что-то вводить или отменять, нужно посоветоваться с теми, для кого, собственно, это делается. С народом. И если уж решили придумать новый праздник, то дайте людям самим выбрать к какой дате его привязать, ведь в истории нашей страны было не мало славных и героических событий, о которых люди помнят и поныне. И уж тем более негоже подменять один праздник другим или  выдавать один за другой.

И, кстати, как должен уложиться праздник, связанный с иконой Казанской Божьей матери, в сознание атеистов (коих довольно много, чтобы религиозные лидеры там себе не думали) и в сознание россиян, относящих себя к иному вероисповеданию?

Золотые разделители для текста

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!